Образовательная программа

Перечень реализуемых основных общеобразовательных программ:

Описание образовательной программы Начального общего образования

Настоящая основная образовательная программа начального общего образования разработана:

— в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

— на основе анализа деятельности школы с учётом возможностей учебно-методического комплекта «Школа России», «Школа 2100». Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная программа начального общего образования представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения. Содержание основной образовательной программы отражает требования Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России», «Школа 2100».

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся

— программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школа России», «Школа 2100».

программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

программу коррекционной работы

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

базисный учебный план начального общего образования;

внеурочную деятельность;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Целями реализации образовательной являются:

— создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника;

обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

— достижение планируемых результатов выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России», «Школа 2100».

— организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

развитие личности школьника;

— духовно-нравственное развитие обучающихся;

— сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России;

— сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни;

— формирование учебной деятельности школьника.

Задачи реализации образовательной программы:

— формирование внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности

— сохранение и укрепление здоровья учащихся

— развитие коммуникативных качеств личности

— приобщение детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре

— совершенствование регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся

Принципы реализации образовательной программы:

Программа начальной школы, предметно-пространственная среда в младших классах, системно-деятельностный подход к обучению, а также новые возможности включения родителей в образовательный процесс, совершенствование системы работы с педагогами и прочее способствуют реализации принципов, заложенных в основу концепции государственных образовательных стандартов второго поколения:

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника. Уроки музыки, литературное чтение, изобразительное искусство, занятия кружка по хореографии, вокалу.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В МБОУ «СОШ №23» через программу предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

АДРЕСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 23» соответствует Государственному образовательному стандарту и составлена с учётом возможностей школы, запросов родителей (законных представителей) обучающихся и самих обучающихся. Программа адресована администрации, учителям, обучающимся и их родителям.

Программа является инструментом управления качеством образования, источником информации о специфических особенностях школы при планировании и осуществлении образовательной деятельности администрацией школы. Программа определяет ответственность администрации школы за создание условий для успешной деятельности учителей и обучающихся.

Для учителей программа является нормативным документом, обязательным для исполнения. Программа поможет учителям осознать свою педагогическую миссию, роль в воспитании обучающихся, в их самоопределении, развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах жизни.

Программа даёт родителям (законным представителям) обучающимся целостное представление об особенностях обучения в начальных классах школы, о ближайших и перспективных целях образования, что поможет им сделать осознанный выбор образовательного учреждения для ребёнка. Цели, которые стоят перед современной школой, могут быть достигнуты только при совместной деятельности школы и семьи. Программа информирует родителей: какую ответственность за качество образования школа принимает на себя. Но и родители должны принять на себя ответственность за использование возможностей, которые предоставляет школа для успешной учёбы детей.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлективности.

УМК «Школа России», «Школа 2100» представляют собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

Главными особенностями УМК «Школа России», «Школа 2100» являются:

  • приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,

  • личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

В УМК «Школа России», «Школа 2100» реализованы современные подходы к тематическому планированию, отражающие не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Система учебников УМК «Школа России», «Школа 2100» отличаются значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализуют подходы, заложенные в «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта.

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться. В этой связи структура и содержание УМК «Школа России», «Школа 2100» и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами.

Начальное общее образование (ФГОС)  ЧИТАТЬ .DOC

Описание образовательной программы Основного общего образования

Основная образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23 им.А.П.Антонова» муниципального образования «Город Майкоп» основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы: определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование модели выпускника школы, как грамотного, образованного в соответствии с современными стандартами, с критическим, научным мышлением, обладающего основными социальными компетенциями человека.

Программа определяет цели, задачи, план реализации, содержание и условия организации образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры; духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование; сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа МБОУ «СОШ №23 им.А.П.Антонова» призвана обеспечивать достижение обучающимися результатов образования в соответствии с требованиями, действующими и установленными государственными образовательными стандартами; ориентирована на реализацию социального заказа и предназначена удовлетворить потребности:

общества — в воспитании молодого поколения граждан, воспринявших лучшие образцы отечественной и мировой культуры, способных к творческой деятельности, самоопределению и самореализации;

государства — в увеличении интеллектуального потенциала страны, в притоке молодежи, способной решать государственные задачи и нести за них ответственность;

Республики Адыгея, города Майкопа, станицы Ханской — в сохранении и приумножении традиций малой Родины, как самобытного центра культуры и неотъемлемой части многонациональной России;

учреждений профессионального образования — в притоке молодежи, осознанно и обоснованно решившей связать свою дальнейшую жизнь с выбранной профессией и способной к ответственному творческому поиску;

ученика школы — в получении базового образования по всем предметам и в расширении возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей как неотъемлемого компонента своего будущего самоопределения;

выпускника школы — в его социальной адаптации и свободном выборе дальнейшего образовательного маршрута;

родителей обучающихся — в качественном образовании детей, их воспитании и развитии.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №23 им.А.П.Антонова» определяет приоритетные направления деятельности учреждения по созданию условий для получения обучающимися качественного образования и всестороннего развития личности. Данный документ разработан администрацией и педагогами школы. В обсуждении образовательной программы приняли участие представители родительской общественности и обучающиеся.

Программа разработана и реализуется на основании следующих нормативно-правовых актов:

1. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 №44/25.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приказ №271 от 04.02.2010 г.

3. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015гг, принят 07.09.2010, №1507-Р.

4. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2. №2821-10), зарегистрированные Минюстом России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении основного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрированного Минюстом России 01.02.2011 года № 19644.

7. Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010г. №986 « Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрирован в Минюсте 03.02.2011, №19682).

8. Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения и реализации ФГОС ООО.

9. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23 им.А.П.Антонова» МО «Город Майкоп».

Основополагающие ценности и принципы основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №23 им.А.П.Антонова:

  1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье.

  2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

  3. Доступность образования, инклюзивный характер системы образования в соответствии с уровнями подготовки и особенностям развития обучающихся.

  4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

  5. Свобода и плюрализм в образовании.

  6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования в МБОУ «СОШ №23 им.А.П.Антонова» являются:

1. Получение новых образовательных результатов учащихся, связанных с развитием готовности и способности к пониманию и сближению позиций с другими людьми на основе межкультурного диалога для участия в современных инновационных интеллектуальных сетевых формах взаимодействия и виртуальной интеграции.

2. Преемственность как средство создания целостного процесса формирования и развития личности адаптированной в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

3. Формирование метапредметных навыков через систему межпредметной интеграции для создания у учащихся целостной картины мира.

4. Формирование гражданского мировоззрения, национального самосознания и установка на безопасный здоровый образ жизни; привитие моральных и этических качеств необходимых для духовного роста личности и удовлетворения эстетических потребностей.

5. Реализация возможности оптимального физического развития учащихся, всестороннее совершенствование свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей, в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

взаимодействие при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское проектирование, обеспечение профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, сотрудничестве с предприятиями, учреждениями профессионального образования, сотрудничество с ВУЗами;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы МБОУ «СОШ №23 им.А.П.Антонова» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

формирование социальной среды развития обучающихся в школьной системе образования, для достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и условий для индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, связанных с одним учителем и классом в начальной школе, к учебной деятельности в форме учебного исследования с постановкой целей, освоением и самостоятельными контрольными и оценочными действиями, инициативой в учебном сотрудничестве;

— с развитием способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

— с формированием научного типа мышления, который ориентирует его на культурные образцы, эталоны и нормы взаимодействия с окружающим миром;

— с овладением коммуникативными способностями по мере взросления;

— с освоением нового содержания и технологий образования.

Переход учащегося из начальной в основную школу совпадает с началом перехода от детства к взрослости и делится на два этапа:

Первый этап подросткового развития (11—13 лет, 5—7 классы)

На данном этапе центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы)

Характеризуется бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний.

На этом этапе у подростка формируется обостренная, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. В этом возрасте у подростка интенсивно формируются нравственные понятия и убеждения, вырабатываются принципы, происходит моральное развитие личности.

Учащиеся основной школы по возрастным психолого-педагогическим особенностям способны осуществлять самостоятельный познавательный поиск, ставить перед собой учебные цели, осваивать и самостоятельно осуществлять контрольные и оценочные действия, проявлять инициативу в организации учебного сотрудничества, проектировать собственную учебную деятельность, строить жизненные планы.

Учащиеся основной школы способны к восприятию основ научного типа мышления, общекультурных образцов, нравственных и правовых норм, закономерностей взаимодействия с окружающим миром.

Учащиеся этого возраста способны овладеть коммуникативными средствами, способами организации учебной кооперации и сотрудничества.

Психолого-педагогические особенности школьников этого возраста позволяют развивать и усложнять формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества в направлении от элементарной классно-урочной системы к более сложной проектно-исследовательской системе, включающей лабораторные работы, семинарские и лекционные занятия.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №23 им.А.П.Антонова» в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации и Республики Адыгея, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

— программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

— программы отдельных учебных предметов, курсов;

— программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.

— программу коррекционной работы

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основное общее образование (ФГОС) Скачать .ZIP

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СШ №23 им. А. П. Антонова» .doc

Добавить комментарий